Одного топ-менеджера спросили:


«Есть ли у вас коуч?». Ответом было: «Как может мне, заместителю председателя Совета директоров крупного банка, помочь стать еще более успешным какой-то коуч, что он понимает в финансах и экономике?» Что ж, вполне естественная реакция людей, пресытившихся рекомендациями разнообразных «гуру», торопящихся разъяснить «непонимающим» руководителям, как им надо управлять компанией. Вот только коуч не из их числа, и «вкладывать мудрость в светлую голову» руководителя он не будет.

Цель коуча — не «лечение» и не развлечение босса, а помощь руководителю в максимальном раскрытии и использовании собственного потенциала. Все внутренние ограничения и проблемы руководителя накладывают вполне осязаемый отпечаток на бизнес компании. Он задает тон, дирижирует, и бизнес-оркестр фальшивит именно там, где руководитель не слышит верной мелодии. И наоборот, чем лучше директор осознает и использует свои сильные стороны, тем более выгодно его компания отличается от других. Проницательные руководители понимают, что известные подходы и формальное обучение не помогут достичь успеха. Коучинг — это процесс развития для чемпионов, т.е. для людей, у которых есть потенциал и намерение использовать его на 100% для достижения бизнес-результата.

Как устроен процесс коучинга:

Запрос на коучинг и заключение контракта

Запрос на коучинг звучит по-разному: от «Я хочу быстро и успешно освоиться на новой должности (в новой компании), создать продуманную стратегию работы» до «Как сплотить сильных лидеров–одиночек в команду единомышленников?», или «Я получил уже второй МВА, прошел все мыслимые тренинги для руководителей. Куда и как развиваться дальше?»…

Коуч работает с такими запросами:
  • Самореализация. Наиболее часто обращаются к коучу со следующими словами: «чего-то не хватает, чтобы полностью себя реализовать». Повысить свой творческий потенциал, научиться лучше прогнозировать развитие ситуации, точно выявлять новые веяния, овладеть эффективными способами общения и распределения своего времени — все это задачи для коучинговых сессий. Бывает, что руководитель сознает, что сам как-то мешает развитию своей организации, и с этой «загадкой» он обращается к коучу.
  • Помощь в ориентации в неопределенной ситуации. Довольно часто коуч помогает руководителю осмыслить происходящее, в анализе сложной ситуации. Он компенсирует недостаток общения, с которым так часто сталкивается топ-менеджер.
  • Подготовка преемника. Управление компанией или вновь открытым филиалом — задача непростая. Она требует от топ-менеджера не только необходимых управленческих, но и определенных личностных особенностей: умения быстро ориентироваться и принимать решения в условиях ограниченного времени, добиваться поставленных целей, находить неординарные решения и тем самым компенсировать недостаточность финансовых ресурсов.
  • Освоение методов работы коуча. Руководитель может поставить разнообразные цели совместной работы с коучем, но при этом довольно часто он приглашает его только для того, чтобы просто перенять эффективные (как топ-менеджер слышал от коллег) инструменты «ведения беседы».
  • Развитие персонала и «разведка боем». Коучинг — явление новомодное и потому вызывающее у некоторых опасения. Бывает, что владелец компании приглашает коуча для работы с руководителями среднего звена и ставит задачу «обучить их эффективно организовывать свое время и время подчиненных». При этом он настаивает на своем личном присутствии на коучинговых сессиях— так топ-менеджер примеряет к себе процедуру общения с «личным тренером», проверяя, насколько ему самому не страшно пройти коучинг.